ЛЕНЬ - МАТУШКА. Классическая ситуация: ученик начинает пропускать занятия по причине того, что у него много дел (загрузка на работе, не выучены уроки, ждет девушка или молодой человек, дома семья, и т.п. - нужное подчеркнуть). В большинстве случаев с этого все и начинается. Маленькая поблажка себе любимому прорывает плотину… Постижение боевого искусства это тяжелая работа и не каждый, взваливая на себя этот груз, понимает, что ему придется жертвовать значительной частью личного, ранее свободного, времени. Начинается скулеж: «Я не успеваю! У меня уроки не сделаны! Мне некогда, меня подруга ждет!». На самом деле все просто – надоело. Воспитанный современным социумом обыватель натешился с очередной «ИГРУШКОЙ» и возжелал новую. Если из группы уходит этакий коллекционер развлечений, то беда конечно невелика (хоть их и подавляющее большинство, благодаря массовой культуре). Как говорится «Баба с возу, кобыла тоже человек…». А вот, когда такие отмазки начинает искать, вроде, толковый и талантливый парень, то это - тревожный сигнал и для него самого, и для учителя, который должен вовремя заметить эту перемену… Примеров можно привести массу, в том числе и из моей практики, но таких товарищей вы все и сами видели. Они обычно приходят с горящим глазами на первые занятия, а потом как-то «рассасываются» по самым «разным» причинам. Вот в этом году у меня начинали работать 3 девчонки старшеклассницы. Почти никаких проблем с ними не было, работали неплохо, и нравилось, но в один далеко не прекрасный момент они пропали. Городок у нас маленький, поэтому периодически их встречаю… Отводят глазки, на прямой вопрос, куда же вы пропали, красавицы, отвечают: «Уроков много…». (Впрочем, в свое оправдание скажу, что все-таки эти, скорее всего, вернуться назад :-)) Пропущенные занятия не проходят даром, человек выпадает из учебного процесса и теряет даже то, что умел и знал очень быстро. Соответственно интерес к тренировкам снижается еще больше. Как же! Я ходил, ходил, а результат…. И не важно ему, что ходил он через раз, а вот «вынь, да положь!». Похожая ситуация возникает в обычной школе, когда после летних каникул приходит просто НУЛЕВОЙ (по знаниям) класс. Все - пошла цепная реакция. Да еще друзья-приятели вместе с родственниками начинают постоянно упрекать: «Да зачем тебе это надо, да пошли лучше…». Задуматься, почему так получилось, ума уже не хватает и в результате человек уходит. Еще одна разновидность лени – нежелание работать без видимой оценки или результата. Ах, как хочется некоторым громких фанфар соревнований или хотя бы диплома в полстены о заслугах. Современное сознание воспринимает только видимый результат, в виде посторонней оценки. Люди не верят себе и хотят, чтобы их «объективно» кто-то оценил. Те же что согласны работать просто для себя нынче в меньшинстве. Классический пример - частенько при записи в секцию народ спрашивает: «А сколько надо заниматься до черного пояса?» или «Когда будут соревнования?» Оборотная сторона этой «медали» - почивание на лаврах. Помнится, как один из тех с кем я начинал, изрек: «Ну вот, каратэ я теперь знаю, надо бы пойти айки-до изучить». И это после года занятий. Смешно, а человек серьезно считал, что он все уже умеет и ему здесь больше делать нечего. И совсем не смешно становится таким «достигшим успеха», когда их грубо и ощутимо сажают на задницу в учебном бою те, от кого они, якобы, так далеко ушли… Если человек осознает это, то у него есть возможность подправиться, но если нет… «клиника». Начинается «почивание на лаврах» и типа «не беспокойте дедушку, патриарх устал». На самом деле подобная лень сама по себе порождает второго врага – страх. Успокоенность вообще опасная штука, особенно в нашем деле :-). Пример из моей практики: Работая в детской группе (новый набор), я по дурной привычке показывал и объяснял словами одновременно освобождение от захвата типа «галстук». Дурная привычка была еще и в том, что поскольку дети были не сильно взрослые до 7 класса, то я и расслабился, думая, что по любому сорву захват или выскользну из него не прерывая «объяснительного трёпа». Ага! Щаззз! Такого урока я не получал даже в старшей группе. На очередной демонстрации семиклассник до этого никак не блиставший вдруг ухватил меня в профессиональный замок на удушение и слом шеи (потом объяснил, что ему папа показывал). Подавившись на полуслове объяснением, пришлось быстро выкручиваться, потому что удушка была уже рядом. Шею бы он мне, конечно, не сломал (силенки маловато еще), но дыхалка была перекрыта конкретно. Вот так вот. После этого уже со старшими ребятами гонял себя на эти же «давно изученные базовые освобождения» до потери пульса. Так или иначе, стремление к покою и «почиванию на лаврах» действительно ведет в могилу. Неосознанная лень убивает в нас те ростки искусства, что удалось посеять совместным трудом учителям и нам. Меж тем ларчик с лекарством от лени открывается достаточно просто. Ну, разумеется, для тех, кто действительно хочет хоть чему-нибудь научиться. ПУСТИТЕ ИСКУССТВО В СЕБЯ. Именно так. ЖИВИТЕ ИМ. Пусть оно станет вами, а вы им. Большинство людей делит время «на проведенное в зале» и «проведенное вне зала». Это фундаментальная ошибка. Именно такое разделение ведет к тому, что мы воспринимаем тренировки не как неотъемлемую часть жизни, а как что-то навязанное извне. Соответственно такому отношению и расставляются приоритеты в случае, когда приходится принимать решение «ходить или нет на занятия». Независимо от того радостно вы идете в зал или с ожиданием «неприятностей» вы уже проиграли потому что для воина разницы между залом и остальным пространством нет и быть не может. Тренировка это постоянный процесс, а не 2 часа в уютном теплом зале с матами и ярким светом. (Сродни ремонту, который, как известно можно начать, но закончить…). Сделайте вашу жизнь тренировкой, а тренировку жизнью. Осознайте это и перед вами распахнуться все ворота на пути… Лично у меня проблема была в том, что я наоборот старался «притащить свою боевую практику в обычную жизнь». Соответственно тоже делил… Наверное, со стороны смотрелось смешно. Где и как только появлялась возможность, я устраивал себе импровизированный мини зал и понеслааааась… Институт, работа в школе, армия, переход в связь, дом и везде приоритет практике БИ. Даже голова всегда была занята этим. Это тоже ошибка. И не менее грубая, как я сейчас понимаю. Вместо того чтобы жить искусством я жил ради него. В результате шел, как говорится не серединным путем, а тупо ломился в стену, когда рядом была калитка. Радует только то, что накал всегда был такой, что о лени на «физическом уровне» и речи не было :-). Его величество СТРАХ. Уууу! Как страшно порой новичку! В зале его ждут: грубые партнеры (которые зачастую боятся еще больше и поэтому-то и грубят), жестокий садист - инструктор, заставляющий без конца отжиматься, да еще и бьющий изредка, не дай боже, соревнования и т.д. и т.п. И уж совсем плохо, если придет какой-то забияка и вызовет его, такого нежного и ранимого, на почестен бой, силушкой померяться… Ничего не забыл? Ну не важно для начала и этого хватит. Причем зачастую именно страх перед болью заставляет бросать занятия. Не случайно в некоторых секциях бокса (к примеру) новичков сразу испытывают «на слабо» с более сильными партнерами, сразу отсеивая возможных бегунов. Страх – в принципе, нормальная реакция организма. Такая же нормальная, как и боль. Собственно для неофита на начальном уровне именно боль и вызывает наибольшее неприятие и страх. Боль в мышцах от усталости или растяжки, боль в спарринге от пропущенного удара, боль при очередной порции поучений инструктора…. Тут надо понять, что нам природой подарены, прежде всего, два мощнейших союзника, а вовсе не врага. Как в той рекламе: "вы просто не умеете их готовить" :-) По поводу методов борьбы со страхом можно сказать много, а сказано еще больше. Написаны сотни трудов по психологии, где все разложено по полочкам. Если вам совсем невмоготу залезать в дебри психологии почитайте Шлахтера или Кочергина. В конце концов (по моему мнению) все эти методики опираются на старые, добрые, проверенные временем, рецепты «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»). Вместо того чтобы противопоставлять себя любимого и свои страхи попробуйте пропустить их через себя прикинуть что они могут вам дать и как вам их наилучшим образом использовать. Я не шучу. Боятся все. Не боятся только полные отморозки и шизофреники. Но одни, осознавая свой страх, умеют им управлять, как доской для серфинга, а другие гибнут под его волнами. БОЛЬ. Если вам за 40 и у вас ничего не болит, значит, вы уже умерли. Болят – мышцы? Значит, растут или вы недостаточно расслабились после занятий (потянуться надо было). Болят отбитые руки и ноги – неправильно делали блоки (корректируйте технику). Вся спина в синяках – батенька, да вам кувыркаться надо учиться! Что еще? Ах, партнер – зараза вам все лицо раскрасил? Да это он вам дыры в обороне показывал, а вовсе не глумился над беспомощным. Учитель съездил по загривку? Да так лучше запоминается! Я в школе работал, зря там розги отменили! Это же первейше средство от беды №1 – ЛЕНИ. Вы же не на танцы пришли. Хотя если посмотреть, как пашут у станка «в 3 смены» в том же балете девочки (и наплевать их педагогам на слезы и сопли), то ей богу уж лучше к нам :-). Сделайте боль союзником и страх пройдет. Несколько примеров: Помните любимое упражнение китайских фильмов «про ушу» - пружинное отжимание? В кино и на практике частенько, инструктор легким прутиком этак ласково по ручкам машет над землей, а ученик ретиво прыгает в упоре лежа. Красота! Пока не накапливается усталость. Стоим мы так в шеренге в упоре лежа и прыгаем… раз, два…ть…сдохли… кое-кто уже лег… И вдруг видим добрый преподаватель (угадайте кто? :-)) тащит трехметровую железную трубу и замахивается этим «прутиком» нам по руками. Никогда не видел до этого, чтобы люди, которые только что умирали от жалости к себе, вдруг резко оживали и начинали прыгать выше прежнего. Самое главное никто не усомнился, что труба прилетит, даже, если на пути попадется голова. Страх сработал как союзник. Уже потом, пропустив ситуацию через себя, народ удивлялся, как это они отжались в 2 раза больше, да еще и с прыжками! Армия. Городок в тайге. Группа учеников из местной школы. Мне буквально через день уезжать домой на дембель. 2 года отдано этим ребятам. И предпоследнее занятие…. Один парнишка был несколько… негибкий. Ну бывает от природы нет определенной пластики и гибкости. Тем не менее, честно старался и пахал вовсю. Ну никак у него не получался «Фляк» (опорный прыжок переворотом, лягуха) не хватало самой малости. Причем в плане техники все было относительно чисто, хоть и несколько угловато. Было видно, что парень просто боится прыгать. И этот страх (точнее неуверенность в себе) не дает ему тех необходимых миллиметров для переворота, чтобы встать на ноги. Подхожу. - Страшно? - Угу… - А ну-ка, разозлись! Не сделаешь сейчас – уже никогда не сделаешь! Я уеду, кто с тобой тут нянчится будет! Вперед пошел! (последние слова пришлось сопроводить пощечиной) … прыжок состоялся. Те, кто был в зале, обалдели. Но больше всего обалдел виновник торжества. Позднее он признался, что испуг за то, что никогда не сможет себя перебороть вытеснил у него испуг перед прыжком. Плюс злость за пощечину (достаточно болезненную), которую он выместил в прыжок. Хочу несколько предостеречь молодых ребят от ошибочного пути, по которому сходил ваш покорный слуга. Я очень долго ничего не мог поделать со своим страхом перед реальным боем, пока не осознал (после одного столкновения), что могу закончить бой еще до того, как успею испугаться по настоящему :-). Да я боюсь! И поэтому постараюсь убить противника раньше, чем он убьет меня! Такая вот немудреная философия труса была мной выработана неосознанно. И некоторое время, я её успешно исповедовал. Но потом пришло понимание, что это только одно из частных решений стоящей проблемы, отнюдь не лучшее. Да к тому же, лишающее меня права выбора. (Образно говоря, как в «Звездных войнах» страх рождает гнев, гнев ведет на темную сторону) Это была дорога не туда, да еще и с тупиком в конце. Ибо, превратившись в этакую машину смерти, мы останавливаемся в своем движении вперед, а значит гибнем сами. Ну и последнее… Не хочется повторяться, но правильно написал Div, страх, как и боль, надо уметь пропускать через себя. Тогда они ваши союзники. В противном случае они вас похоронят. Как ни странно, но причина у всех проблем появляющихся в пути одна и та же мы делим мир на нас и все остальное. Выделяем себя любимого и ставим в центр мира. Судим об остальном и становимся судимыми. Научитесь жить, не разделяя, и тогда все проблемы просто пройдут мимо вас. Будьте едины с миром, и мир ответит вам взаимностью.
|